Финансовая сторона музыкального бизнеса строится на взаимоотношениях исполнителей и звукозаписывающих компаний (лейблов). Первые ассоциируются с предприятиями и создают новые композиции, а вторые – инвестируют в артистов и напоминают фонды, управляющие портфелями исполнителей. Крупнейший такой «фонд» только что провел громкое IPO в Амстердаме. Портфель UMG сейчас однозначно самый сильный в мире. Пока слушатели спорят, кто выпустил лучший альбом начала осени – Дрейк (CLB) или Канье Уэст (Donda), – UMG получает доход от обоих релизов. Альбомы лейбла сейчас занимают 4 из 5 первых мест на вершине чарта Billboard 200. Неудивительно, что компания вызывает глобальный интерес. В этом году Tencent довел долю в UMG до 20%, а хедж-фонд Билла Акмана приобрел пакет 10%. Разберемся в деталях листинга и бизнесе музыкального лейбла
Краткая справка о UMG - Крупнейшая звукозаписывающая компания в мире, управляет семейством лейблов, на которые подписано абсолютное большинство мировых суперзвезд
- Republic Records: Drake, Post Malone, Ariana Grande, The Weekend
- Def Jam Recordings: Kanye West, Justin Bieber, Rihanna
- Motown Records: Lil Baby, Migos, Lil Yachty
- Interscope Geffen A&M: Billie Eilish, DaBaby, Eminem, Lady Gaga, Olivia Rodrigo
- UMG также владеет правами на музыку таких легендарных исполнителей, как ABBA, Louis Armstrong, The Beatles, Bob Marley, Nirvana, Queen, The Rolling Stones, Frank Sinatra
- Выручка UMG в 2020 г. составила $8,6 млрд (+3,8% YoY) при рентабельности по EBITDA в 20,0%
Бизнес-модель UMG Компания выделяет три основных сегмента:
a) Recorded music (80% выручки): финансирование создания и продвижения музыки
- Здесь лейбл стремится как можно раньше найти и отобрать перспективных артистов, инвестировать в них, затем зарабатывать на продаже их музыки
- UMG выплачивает артистам авансы, которые служат для них источником дохода до момента выхода пластинки
- Кроме того, лейбл финансирует запись и сведение музыки на студии, сьемки клипов и продвижение контента артистов на платформах
- В обмен на инвестиции лейбл получает право на 80-90% доходов от продажи музыки, а оставшуюся часть выплачивает артистам в форме роялти, которые в среднем в индустрии составляют 10-20%
- Портфель артистов UMG диверсифицирован: ни один исполнитель не генерирует более 1% выручки сегмента, на топ-50 артистов приходится не более 23% выручки
b) Music publishing (16% выручки): лицензирование музыки
- В рамках этого направления UMG фокусируется на поиске и развитии композиторов, продвижении их материала для использования в звукозаписи, живых выступлениях, кино и рекламе
- Помимо развития собственных композиторов, лейблы также активно совершают сделки с авторскими правами на треки, слова песен
- UMG инвестирует в авторские права для того, чтобы получать доход от выдачи сторонним пользователям лицензий на использование контента
- Сегмент генерирует выручку от роялти, которые пользователи лицензий выплачивают звукозаписывающей компании
c) Merchandising (4% выручки): производство и продажа атрибутики артистов